Меню
16+

Сетевое издание «Бабаюртовские вести»

15.02.2019 22:23 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Казиюрт и казиюртовцы: первые упоминания и становление селения Казиюрт

Автор: Мухтарали Адильханов
сел. Львовский №1

В истории кумыков, наряду с Эндиреевским, Аксаевским и другими княжествами, мы не встречаем никаких данных о Казиюртовском княжестве, которым руководили князья из рода Солтанмута Эндиреевского.

Изучая найденную литературу, такие как «Эндирееевский владетель Султан-Махмуд Тарковский», книгу Баммата Атаева «Шавхалны гиччи уланы» («Младший сын Шавхала») и архивные данные из Центрального государственного архива Северной Осетии-Алании, постараемся определить, когда основано одно из крупных селений низменности Казиюрт и когда ему был дан статус княжества? (бийлик).

Ибрагимов М.-Р. А. в материалах «К этнической географии кумыков» впервые упоминает, что в 90-х годах XVI в. был заложен Койсинский острог на реке Сулак (Казиюрт). Это было в 1590-е годы.

Султанмут переселился в Эндирейаул в середине 1590 года. В один из дней с сыном молочного брата Беги-Кылычем он выехал верхом осмотреть, что за земли лежат вниз по течению реки Койсу. В пути они наткнулись на маленькое поселение Далюк-бия (бюрче-бий), который жил около Койсу с единственной дочкой по имени Чечек. Со временем Султанмут женится на дочери Далюк-бия – Чечек. Битва на реке Койсу со стрельцами Московии состоялась в 1604 году. А в 1605 году умер царь Борис Годунов. Это произошло через несколько лет после женитьбы Султанмута Эндиреевского. Впоследствии, когда войска Московского царя оставили Койсинскую крепость (1605г.) и переехали в крепость на реке Терек, не мог же эндиреевский князь бросить эти места, где проживал его тесть. Скорее всего, он держал там какой-то населенный хутор или кутан.

В дальнейшем история может развиваться предположительно таким образом. У Султанмута рождаются два сына: Айдемир (убит в 1641 году в Кабарде во время битвы) и Казахалип. Исследуя генеалогическое древо, можно предположить, что землями Казиюрта, Терека, Акташа владела (вероятно) ветка Айдемира – сына Султанмута. Если взять во внимание упоминание о Казиюрте в 1590-1600 годы, то начиная с 1600 по 1917 годы здесь правили потомки Султанмута Эндиреевского около 317 лет. До 1736 года правителями Казиюрта являлись Султанмут Эндиреевский, Айдемир, Чопалав, Чопан, Хамза, Темир. Начиная с 1736 года на княжении находились четыре члена этого тухума – Казий – Карамурза – Шефи – Султанмут (девятого колена внук). Но был еще один сын Шефи – это Салимсултан. Могила Салимсултана находится на кладбище в Казиюрте. По словам Тажутдина-Гаджи, 1930 года рождения, который родился в Казиюрте, действительно этот князь (бий) здесь жил и дом его находился на берегу Койсу. По словам того же Тажутдина-Гаджи в Казиюрте с Султанмутом и Салимсултаном жил князь по имени Исаак (из этого тухума). Его дом находился в западной части села Казиюрт, ближе к сегодняшней трассе в сторону села Костек. После революции дом князя Исака был отдан под школу. Но в генеалогическом древе Султанмута имя Исака не упоминается.

Интересен ещё один факт. Как рассказывал житель Казиюрта Абдулкадыр Вагаев (ныне покойный), 1900 года рождения, в 1917 году, когда приехали за Султанмутом Казиюртовским, чтобы арестовать, жители села ночью переправили его на лодке через Койсу. Он уехал, возможно, в Турцию.

Больше о нем и его семье ничего не известно. По словам того же Абдулкадыра Вагаева, в то время ему было лет 50-60. В том, что и Салимсолтан-бий и Султанмут-бий (младший) княжили в Казиюрте, сомнений быть не может, так как жители села Львовский №1 в дни мусульманских праздников вместе с другими кладбищами посещают и кладбище князей. Это кладбище так и называется княжеское кладбище (бийлени къабурлары).

Наряду с упомянутыми правителями княжества Казиюрт нам удалось установить, что здесь княжил и Темир. Из каких источников удалось установить данный факт? В трех километрах к западу от села Львовский №1 находятся два кутана. Один из них Темир-кутан 1, второй Темир-кутан 2.

Вспоминая рассказ своего отца Адильханова Магомеда Юсуповича, 1927 года рождения (ныне покойного), об истории Казиюрта, попробую довести до читателя то, что осталось в моей памяти. Один из казиюртовских князей в 1870 году в Петербурге дал объявление о передаче из своих земель 30 тысяч гектаров в аренду. На это объявление отозвался князь Львов. Этот документ был предоставлен профессором Санкт-Петербургского института антропологии Юрием Юрьевичем Карповым в 2007 г. Привожу текст архивного документа:

«В 1890 году меннониты молочной колонии Таврической губернии купили у братьев-князей Александра Николаевича и Константина Николаевича Львовых участок площадью 24800 десятин по цене 42 рубля про десятину, заплатив 992000 рублей. Этот участок располагался между рекой Сулак на юге и рекой Акташ на севере. На северо-востоке ограничивался Каспийским морем, а с запада прилегали Кумыкские степи. Эта территория предполагалась для переселения безземельных меннонитов из молочной колонии. Часть участков предназначалась в свободную продажу, и покупавшие эти участки люди были обязаны сразу же оплатить свой участок по цене 21 рубль про десятину, а остаток суммы из расчета цены земли 40 рублей про десятину, после пяти лет проживания начинали оплачивать стоимость своего участка.

После оформления сделки комиссией в составе старост Ф. Никкеля и Г. Дирксена, землемера Ф. Яанца, старшего предигера общины Орлова Абрама Гортца был намечен план создания 17 поселений, которым было выделено 21880 десятин земли. 10 поселений для безземельных и 7 были предназначены для свободной покупки участков. Все поселения имели свой номер – от 1 до 17 . 900 десятин, расположенных в центральной части участка, предназначались для сдачи в аренду, и сумма оплаты этой аренды должна была поступать в казну колонии и предназначалась для расчета с материнской колонией и создания собственного денежного резерва для будущего поколения жителей этой колонии. 1900 десятин были оставлены как резерв. После этого началось проведение землемерных работ.

В 1901 году началось переселение колонистов и были заселены 13 поселений. В 1904 году были заселены еще 2 поселения, а последние 2 участка так и не были заселены.

Всего переселились 536 семей общим числом 3400 персон».

Эти поселения были названы Львовскими в честь князей Львовых. А до этого первоначальные названия были другими.

Но вернемся к 1890 годам. По нашим расчетам, если Солтанмут-младший родился в 1857-1860 годах, то в 1890-1900 годах он мог уже княжить в Казиюрте. Позволял возраст.

По данным документа из архива Республики Северная Осетия-Алания, в 1890 году в Казиюрте было 442 двора (тютюн) – 1036 мужчин, 873 женщины, содержались 2171 голова КРС, 202 лошади, 2701 – МРС. Все население – кумыки. Общая площадь земель, переданных населению для занятия сельхоздеятельностью и скотоводством, составляла 9428 десятин. Если одна десятина составляет 1,1 га, то это около 10450 га земель. Это после того, как немцам-колонистам было передано в аренду 24800 десятин. Исходя из этих данных, можно предположить, что Казиюрт являлся одним из самых больших поселений равнины или Эндиреевского владения. Об этом свидетельствует и Николай Семенов, долгие годы состоявший на гражданской службе на Кавказе, в том числе в Хасавюртовском округе, который заметил, что Эндери, Аксай, Костек и наряду с ними Казиюрт «пользовались названием аулов или городов; что же касается всех остальных (населенных пунктов кумыков данной зоны), то они были хуторами, находящимися под покровительством и защитою первых». (Семенов, 1895 г.)

Кроме того, что указанное поголовье КРС и МРС содержалось непосредственно в самом Казиюрте, на кутанах, которых было много, содержалось несколько тысяч голов КРС, лошадей и более 20 тысяч голов МРС.

Население не делилось на сословия. Жители Казиюрта жили в достатке.

Можно предположить, что это были годы процветания для этого населенного пункта.

Таким образом, мы подошли ко времени освоения казиюртовских земель немцами-колонистами.

Они первым делом построили черепично-кирпичные заводы, паровые мельницы, начали держать скот. Посадили большие фруктовые сады. Этот край становился цветущим.

По желанию жителей и князей Казиюрта в селе содержалась сотня. Это люди, которые должны были оберегать владения от набегов грабителей с гор. Население содержало их за свой счет.

Сотня из Казиюрта противостояла набегам и защищала колонистов. Бывали случаи, когда бандитов уничтожали полностью. Но на их место приходили другие. В конце концов представители колонистов организовали встречу с населением Казиюрта и обратились к ним со словами: «Вы все время защищаете нас от этих банд, а это не может продолжаться бесконечно. Выражаем вам свою благодарность и уезжаем к себе на родину». Многие дома в Львовских номерах остались без хозяев. И немцы свои дворы подарили казиюртовцам.

Предположительно это происходило в 1920-1921 годах. По Ю.Ю. Карпову, к 1924 году большинство казиюртовцев переехали в Львовские номера и стали жить с оставшимися немцами в мире и согласии. По данным архивных документов, разлив реки Койсу произошёл в 1922 году, и переселение могло быть связано именно с этим. В 1923 году Самурским был принят план организации сезонного перегона скота на равнину. Для этого была необходима ревизия значительной части земельных угодий равнинной зоны республики. В последующем эта работа по выделению горным районам территорий под зимние пастбища в Москве была признана ошибочной и даже вредительской. А ее инициаторы, в том числе и Н. Самурский, были репрессированы.

Время шло. Подошел 1940 год. В это время в Казиюрте было 650 хозяйств.

Председателем СНК республики становится Даниялов. В том, что политика отгонного животноводства при этом руководителе была признана вредительской, нет сомнения. Может, у него были свои интересы: переселить в благодатный край горцев.

Новая огромная территория с морем, реками, пастбищами очень подходила для создания района на равнине.

Селение Казиюрт, по мнению автора данной программы, уже было стерто с лица земли. Но он ошибся. В душе мы – казиюртовцы, и ими останемся навсегда.

Казиюртовцы решили отправить своего делегата в Москву, рассказать властям о политике, которую Даниялов проводил в отношении казиюртовцев. Для этого выбрали жителя села Мокава Забитова. С ним в Москву поехал Мужаит Хангишиев, выходец из села Костек. В то время он работал в Москве конструктором ракетных двигателей. Мокаву встретиться со Сталиным не удалось, так как в это время в Москву приехала делегация из Китая. Ему удалось встретиться с секретарем ЦК КПСС по курированию сельского хозяйства Андреевым. О чем они разговаривали, нам неизвестно. Но то, что в сел. Львовский №1 вместе с Мокавом приехала комиссия из Москвы – факт. Комиссия вернула казиюртовцам все земли.

В 1962 году поднялся уровень воды в реке Сулак. Так как село Львовский №1 было защищено с востока, юга и запада противопаводковыми дамбами, а с южной стороны такой дамбой служили берега канала Тальма, вода хлынула на этот участок. Как и почему так произошло? Почему прибывающая вода не затопляла другие огромные площади вниз по течению реки Сулак? Накопившуюся воду противопаводковые дамбы выдерживали, а выдержат ли ее берега канала Тальма, был большой вопрос. Тем более был наложен строжайший запрет не принимать никаких мер по борьбе с паводком, только ждать. Естественно, вода должна была хлынуть в сел. Львовский №1, так как берега Тальмы были гораздо слабее вала. Выходит, это была попытка уничтожить поселение… Но львовчане-казиюртовцы и здесь нашли выход. Жители села во главе с немцем Борт Адольфом поздно ночью лопатами прорыли канаву на дамбе с восточной стороны. Хлынувшая вода смыла противопаводковую дамбу и устремилась в бескрайние поля дальше от села Львовский №1.

Указанная территория уже была полностью распределена, не оставляя истинным хозяевам земли ни одного метра.

Начиная с 2010 года на наши обращения о возврате территории озера Кала-кол законным хозяевам, то есть львовчанам, мы получали отписки за подписью тогдашнего министра по земельным отношениям С.Н. Алиева, что эти земли переданы в бессрочное пользование хозяйствам Казбековского района.

В 1989 году в сел. Львовский №1 создан колхоз «Казиюртовский». Естественно, они начали требовать свою бывшую колхозную территорию.

В 2011 году была большая вооруженная стычка на территории озера Кала-кол между жителями села Львовский №1 и представителями Казбековского района (впоследствии выяснилось, что это были абсолютно посторонние люди).

Приезжали вооруженные люди в село Львовский №1, а уголовное дело возбудили против львовчан.

В 2014 году наше село включили в республиканскую программу по газификации и строительству школы. Придя к власти, Абдулатипов первым делом из списков вычеркнул наше село.

Сегодня коренные жители равнины знают, что кутанная система отгонного животноводства задумана и существует не как отрасль сельского хозяйства, а как колониальный инструмент для оккупации земель кумыков, ногайцев и терских казаков. Все войны, которые вел кумыкский народ начиная с XVI века во главе с Султанмутом Тарковским (Эндиреевским владетелем) против персов, турков, крымских ханов, московских войск, не нанесли столько вреда равнине, особенно казиюртовцам, сколько несправедливая политика Даниялова и его последователей. Вред нанесен не только коренному населению, но и природе. Перекрыв реку Акташ и осушив ее, уничтожили Акташские озера около Оразгул-аула с флорой и фауной. Осуществив прямой переброс вод Терека в море, уничтожили залив Аграхан.

Как быть нам, народам равнины? Так и сидеть сложа руки или бороться за возврат своих исконных земель? Бороться, чтобы наконец-то отменили закон об отгонном животноводстве, потому что это было и есть узаконенное беззаконие.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

199