Меню
16+

Сетевое издание «Бабаюртовские вести»

05.09.2019 09:22 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

За гранью вседозволенности нет нравственности

Автор: Айшат Тажудинова
Источник: Дагестанская правда

Условные представления, жесткая риторика, навязанные идеологемы борьбы за чистый ислам – вот что характеризует современный терроризм, экстремизм. Они создают искусственные конструкции по обработке сознания, рождают фантасмагорические видения, словно психотропные препараты, подавляют психику молодого поколения. Слишком велик разрыв между традиционными религиозными институтами и теми, кто проповедует религию джихада, безжалостно полосуя коранические призывы к добру и справедливости, рождая противоречия в самой умме, противопоставляя традиционному исламу фундаменталистские течения, носящие реакционный характер.

Нельзя сказать, что в яростной идеологической войне мы проигрываем, но и не одерживаем пока верх. По мнению экспертов, главная трудность заключается в многообразии все новых форм по обработке сознания. И уже никто не сомневается, что борьба, носящая перманентный характер, не прекращается, а только видоизменяется, приобретает ярко выраженные протестные черты. В большей степени именно молодежь оказывается разочарованной в своем будущем. И так или иначе школьные наставники, вузовские педагоги несут на себе ту часть воспитательных функций, что дает духовную основу молодежи, дабы не оступиться, не совершить непоправимых ошибок.

Корреспондент «Дагестанской правды» поговорил на эту тему с профессором ДГУ, экспертом, доктором философских наук Омаром ГУСЕЙНОВЫМ.

— Омар Меджидович, для вас, зрелого человека, опытного эксперта, должны быть очевидны характерные ошибки в борьбе с терроризмом, экстремизмом. Вам не кажутся слишком глубокими корни процессов, вызывающих опасения своей быстротечностью, необратимостью, грозящих самыми непредсказуемыми последствиями?

– Знаете, о чем бы я хотел сказать… В основе любых проявлений гражданского неповиновения лежат именно социальные вопросы, это как раз то, о чем вы говорите. С моей точки зрения, нам с трудом даются положительные результаты, потому что главный бич молодежи – безработица, невозможность реализовать себя в том или ином виде профессиональной деятельности. Но вместе с тем не хлебом единым жив человек. И если мы говорим о нравственном прогрессе общества, развитии личности, то он осуществляется в процессе борьбы добра со злом, добродетели с пороком, что мы и наблюдаем в обыденной жизни. Другое дело, что нравственность исчезает там, где стирается грань между этими понятиями. Где их валят в одну кучу, когда человек может позволить себе поступить так, как ему заблагорассудится в той или иной жизненной ситуации, совершенно не считаясь с нормами и правилами, принятыми в обществе. И если нравственность человека люди воспринимают как его непримиримое отношение к пороку, его благородство, бескорыстие, готовность к самопожертвованию во имя правды и утверждения человеческого достоинства, то безнравственность, не признающая границ между добродетелью и пороком и основанная на принципах моральной вседозволенности, обнаруживает себя прежде всего в потере человеком элементарной чести и совести, забвении своего долга перед обществом, людьми, в способности совершать все и вся ради своих узкокорыстных, эгоистических целей и потребностей. На почве такой антисоциальной, безрассудной, нечеловеческой морали и психологии могут вырасти не только эгоизм и своеволие человека, его пренебрежительное отношение к интересам других людей, общества в целом, его бескультурье и бездуховность, но и его откровенно противоправные аморальные поступки и деяния, к числу которых относятся религиозно-политический экстремизм и терроризм.

Все формы экстремизма – политический, этнонациональный, уголовный и особенно псевдорелигиозный, основанный на исламском фундаментализме, – представляют собой особую опасность

— Существуют предпосылки для проявления экстремизма, терроризма в условиях, когда нет четко выраженных духовно-нравственных идеалов, и они носят неясный, декларативный характер, что и создает почву для роста негативных проявлений в молодежной среде.

— Экстремизм может обнаружить себя во множестве обличий. Как одна из острейших форм его проявлений выступает воинствующий ислам, являющийся составной частью более широкого идеологического течения – салафизма, получившего наибольшее распространение в республиках Северного Кавказа. Представители радикальных течений открыто выступают против сторонников традиционного понимания ислама, обвиняя их в искажении истинной веры. При этом врагами ислама они объявляют не только традиционалистов, но и всех, кто не разделяет их экстремистские взгляды. И «правоту» свою радикалы пытаются отстаивать исключительно силовыми методами, прибегая к экстремизму, терроризму, что ведет к разрушению не только исламского вероучения, его морали, но и всех существующих в обществе общепринятых элементарных требований культуры и нравственности. А ведь, как известно, любые формы проявления экстремизма дестабилизируют общество, разрушают его мораль, выступая серьезной помехой на пути его социально-экономического, духовно-нравственного развития. И если иметь в виду, что он лежит в основе такого опасного явления, как терроризм, то становится понятным, что современный экстремизм – серьезный вызов всему человечеству, с которым оно должно бороться объединенными усилиями.

— Главные поведенческие мотивировки этих опасных явлений для общества изначально носят вполне благие намерения и цели, что и является западней для молодежи с обостренным чувством справедливости. Задумывается ли наша молодежь над тем, что она является инструментом идеологической борьбы, что она подталкивается всевозможными запрещенными в нашей стране экстремистскими организациями, преследующими свои далеко идущие цели по завладению чужими территориями, подтачивающими устои той или иной страны?

— Как особый способ поведения экстремизм характеризуется тем, что представляет собой мотивированные определенными целями агрессивные, насильственные действия, направленные на разрушение неугодного, неправильного с точки зрения экстремиста существующего общества, а следовательно на уничтожение людей, институтов, их олицетворяющих, для создания соответствующего его идеалам «правильного», «праведного» общества. Основным мотивом, фактором, рождающим такое поведение экстремиста, служит его разочарование обществом, где он не может реализовать свои социальные потребности. И поскольку эта «неправильная», «несправедливая», по мнению экстремиста, общественная среда не может исправиться сама по себе, то она, по его убеждению, должна быть перестроена насильственным, агрессивным путем, вплоть до использования самых крайних форм терроризма в отношении всех тех, кто не разделяет его аморальные, антигуманные взгляды. По меткому определению политолога, ученого М. Яхьяева, в самой идеологии экстремизма, терроризма заложено убеждение в том, что социальная среда может быть преобразована только насильственными действиями, что она не может самоисправиться без насильственных действий. На самом деле сами экстремисты не брезгуют никакими средствами, не останавливаются ни перед чем в достижении своих целей, включая убийства, пытки, захват заложников, использование смертников, морально-психологическое воздействие на противоборствующую сторону. Это откровенные антиподы общественной и личной морали, которые воспринимаются сегодня цивилизованным человечеством как пережитки эпохи дикости и варварства, прямые инструменты насилия и уничтожения того ценного, положительного, что создано людьми за многовековую историю. Вне всяких сомнений, все формы экстремизма – политический, этнонациональный, уголовный и особенно псевдорелигиозный, основанный на исламском фундаментализме, – представляют собой особую опасность прежде всего в связи с тем, что в современную эпоху, как никогда ранее, расширились масштабы и границы их распространения в мире, что не может не вызывать острое неприятие со стороны всех здравомыслящих людей.

С такой идеологией не может сегодня мириться человечество, которое остро нуждается в креативном, созидательном потенциале в своем движении вперед. Это необходимо понимать и доводить до сознания молодежи, главного стратегического ресурса, создавая противовес чуждым представлениям, ксенофобии, межнациональной розни, давая

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6