Меню
16+

Сетевое издание «Бабаюртовские вести»

13.08.2020 13:05 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Я с Бабаюрта и очень им горжусь

Автор: Зиявдин Ханавов

Куда бы не закинула нас судьба, мы всегда помним то родное местечко, которое ближе к сердцу. То место, где ты родился, вырос, встретил своих верных друзей, первую любовь. Это место – наша малая Родина – родное село. И я в своем очерке хочу рассказать про незабываемую малую Родину – Бабаюрт.

Мне всегда было интересна история моего села. Я начал расспрашивать старожилов, дедушку, бабушку, учителей истории о возникновении Бабаюрта. И вот, что я узнал.

Бабаюрт был основан в 1820 году. После известных событий в старом Аксае, когда село было разрушено царскими войсками, население села было вынуждено расселиться по маленьким хуторам. Так несколько семей из квартала Захавул старого Аксая расселились на землях князя Капланова. Долгое время они вынуждены были жить в землянках, пока не построили себе дома. Новый населенный пункт некоторое время носил название Захавул. В течение двух-трех лет в село переселились много народу. Усилиями сельчан из реки Аксай для оросительных работ был прорыт канал, который назвали Захтатавул. Теперь он называется Бабаюртовским каналом (Бабаюрт татавул). Начали устанавливаться добрососедские отношения с жителями соседнего села Магомедов мост (Магьаммат кёпюр), основание которого датируется 1760 годом. Богатый урожай из зерновых и бахчевых культур, различные виды масла, мяса и рыбы из Захавула широким потоком начали стекаться на рынки селений Эндирей, Костек и Аксай. Это являлось важным фактором пополнения села новыми жителями из других населенных пунктов.

Здесь необходимо провести определенный исторический экскурс. Дело в том, что в стародавние времена на территории, простиравшейся от Старого Аксая до села Карасувотар располагались многочисленные маленькие селения местных аксаевских, эндиреевских и костековских князей. Так среди этих поселений было село Бабаюрт, принадлежавшее захавуловцам из старого Аксая. Бабаюрт ещё в давние времена два раза подвергался разрушению. В третий раз он был восстановлен и продолжает существовать и по сей день. Местные жители, в дань памяти о своем старинном селении в выборе названия остановились на топониме «Бабаюрт». Как правило, названия населенным пунктам давались по имени первопрходцев или местных князей. Бабаюрт и Магомедов мост из этого же ряда.

По мнению некоторых местных краеведов, название села Бабаюрт происходит от фамилии семейства Бабаевых, якобы с давних времен, проживавших в это селе. Однако в подтверждение своей версии они не могут принести каких-либо доказательств.

На самом деле Бабаюрт еще в давние времена (1780-1785 г.г.) несколько раз подвергался разрушениям и восстановлениям. Что касается семьи Бабаевых, то они прибыли в с.Бабаюрт после реформы 1861 года.

Со временем название «Бабаюрт» (в качестве хутора) стало появляться на официальных документах. Бабаюртовцы подчинялись приставу из с. Магомедов мост.

После сильных паводков и наводнений 1906-1908 г.г. на реках Акташ и Аксай жители Магомедова моста были вынуждены оставить свои поселения и переселиться в с.Бабаюрт. А до этого переселения по данным Всероссийской переписи населения 1896г. в с.Магомедов мост проживало 165 человек, в Бабаюрте –410. Со временем в Бабаюрт стали переселяться ногайцы из близлежащих аулов.

В 1912 г. в Бабаюрте строится школа с одним классом и двумя жилыми постройками для директора и учителей. В этой школе в 1919 г. известный революционер З.Н.Батырмурзаев вместе с представителями Камыш- отряда созвал съезд, на котором выступил с речью против самодержавия и выдвинул насущные и безотлагательные вопросы, касающиеся беднейшего крестьянства. В то время в Бабаюрте несколько раз побывал и Солтансаид Казбеков с целью пропаганды среди крестьян политики коммунистической партии по земельному вопросу.

До 1929 года Бабаюрт, как и другие села нашего района, входил в состав Хасавюртовского округа. 4 февраля 1929 года селение Бабаюрт получает статус районного центра в составе ДАССР.

Сельчане занимались традиционными для этих мест видами жизнедеятельности: земледелием, скотоводством, овцеводством, а определенная часть – рыболовством.

В Бабаюрте со временем открываются больница, гидрометеостанция, редакция, артели.

В 1946 году неполная средняя школа с. Бабаюрт была реорганизована в полную среднюю школу. Она явилась в послевоенные годы первой в районе полной средней школой. Сегодня в Бабаюрте функционируют 3 средних общеобразовательных школ, школа – интернат, школа искусств, 3 детских сада, Дом детского творчества, Центр традиционной культуры народов России «Тангчолпан».

Бабаюрт с каждым днем растёт и благоустраивается. Здания множества предприятий, административных учреждений, дома жителей украшают вид села. Недаром Бабаюрт в народе прозвали «Городок на Кумыкской равнине». На сегодняшний день село насчитывается свыше 18 тысяч жителей, представителей более 20-ти национальностей России. Бабаюрт – многонациональный районный центр, где мирно живут представители многих народностей. У нас не различают: аварец ты или кумык, лезгин или лакец, даргинец или чеченец, у нас есть один народ, который называется – бабаюртовцы.

Бабаюрт –районный центр. Он считается самым большим селом в Дагестане. Как я думаю, Бабаюрт одно из самых красивых, прогрессивных сёл Дагестана. Я всегда гордился и горжусь, что родился и вырос в Бабаюрте.

Я помню, в детстве мое село было маленьким. Я вырос, поступил учиться и уехал из родного гнезда. И вот, когда приезжаю на каникулы, всегда удивляюсь, как быстро растёт и процветает наше село. Наконец-то в центре села есть красивый парк, где люди могут отдыхать, есть светофоры как в городе, дороги асфальтируются, школы реконструируют. Всё прямо как в городе. Я надеюсь, лет через 5-6 моей малой Родине дадут статус города.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

68