Меню
16+

Сетевое издание «Бабаюртовские вести»

09.05.2020 13:14 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Год памяти и Славы…

Автор: Яраш ДЖУМАГАЗИЕВ
ветеран труда, сын фронтовика, Заслуженный наставник молодёжи РД

Вступая в год юбилея Великой Победы, хочется вновь и вновь увидеть, услышать, надеяться на новые сведения в средствах массовой информации о подвигах, судьбах погибших и без вести пропавших земляков-соотечественников тех незабываемых дней Великой Отечественной войны.

Разумеется, как никогда в этом году много раз будет повторяться значимое слово – патриотизм. Понятно, что патриотизм не только ограничивается любовью к Родине, но и дополняется гордостью за историю Отечества, подвигами его граждан, вековыми традициями и обычаями. Нам ветеранам-детям фронтовиков, особенно, чьи отцы погибли или без вести пропали факты, сведения вселяют веру на поиск следов судеб близких людей. Мы не раз писали, обращались школьным коллективам, землякам района о повышении роли поисковой работы, уточнении биографии участников войны, увековечении памяти, увы, ответов недостаточно.

Дорогие друзья. Наши верные помощники-волонтёры Победы, краеведы-коллеги давайте ради памяти, кто нас защищал и отдал свою жизнь, вновь в юбилейный год продолжим совместную поисковую работу об участниках войны, ветеранах трудового фронта, тружеников тыла. Пусть, бережно хранимые в бархатных кисетах в сундуках наших бабушек и прабабушек дорогие сердцу пожелтевшие строчки фронтовых писем и фотографий, станут достоянием общества, темой для рассуждения в классах, сходах, коллективах.

Из моего родного села Тамазатюбе 157 чел были призваны в армию, около 90 из них без вести пропали. Несколько моих земляков прошли испытания в «зимней финской войне»: Шарапутдин Маджидов, Дюйсев байтувганов, Адильхан Аджиев, Хыдыргаджи Гаджиев и др. двое из них Ш.Маджидов и Д.Байтувганов вернулись с фронта и умерли в мирное время. А Хыдыргаджи Гаджиев, по сведениям покойной землячки Анам (Перзияханум) Янгурчиевой, участвовал в финской войне и в освобождении Карелии на п-ве Ханка до 7 февраля 1941 года и в фото он со своими сослуживцами и в письме супруге и матери Зарив желает всех благ и ждёт долгожданной встречи, но в 1942 году переписка прекратилась и больше известий о нём нет. В «Книге памяти» он в 1943 году в числе без вести пропавших.

Участник финской войны Адильхан Аджиев (1917-1942) после окончания войны продолжает службу в Киевском военном округе, награждён «За боевые заслуги», офицер Красной Армии, за образцовую службу поощрялся. Последнее место службы кр.Брест. это фото снято за четыре дня до начала Великой Отечественной войны – 18 июня 1941 года в кр.Брест с боевым товарищем чеченцем Магомедов Батыровым. По рассказам их родственников связь с ними прекратилась, а в 1941 году А.Аджиев числится как без вести пропавший. Мы старались наводить справки в разных архивах, но безуспешно.

К статье своей прилагаю ещё одну маленькую историю, котору4ю несколько лет тому назад опубликовал большой друг Дагестана, настоящий патриот Родины, которому дорога судьба тех, кто пронёс через себя раны минувшей войны. Автор его журналист-интернационалист из Калмыкии Андрей Цобдаев, автор многих публикаций, воспоминаний _________. Это он ценой огромной трудоспособности, любви, жертвуя собственным здоровьем, находит удивительные факты, документы в разных архивах страны и зарубежья о дагестанцах.

Мы близкие и родственники искренне благодарны Андрею Цобдаеву и за найденный наградной лист, сохранившийся в ____архиве г.Подольска, представления двух наших земляков Абдуллы Байтемирова и Джанарслана Алиева к присвоению звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и Красной звезды. К сожалению, материалы с 2014 года изучаются, но родственники живут с надеждой на положительное решение представления.

История одной фотографии

Андрей ЦОБДАЕВ,

г. Элиста.

На этой довоенной фотографии — защитники Брестской крепости, кумыки по национальности, уроженцы Бабаюртовского района Дагестанской ACGP, но второй слева в первом ряду — калмык из единственного калмыкского кутана Новая коса этого же района. Изучая материалы архива Республики Дагестан, мне удалось установить, что с 1939 по 1942 г. из этого маленького калмыского кутана были призваны в ряды РККА девять человек. Это: Александр Санжиев, Михаил Санжиев, Манджи Манджиев, Баджа Левшаев – в тюрьме г. Хасавюрта осужден на 5 лет, призван в РККА в штрафбат, Василий Контяев, Манджи Геликов, Очир Эрднеев, 44 года, полевая почта №52477, Манджи Эрднеев, Манджи Бембеев.

Они уже в эти места не вернутся, где вместе с кумыками и ногайцами делили хлеб и соль, отмечали совместно национальные праздники, соблюдали обычаи и традиции обоих народов. 23 февраля 1944 года их родные, их семьи были репрессированы как враги народа и выселены за Урал в Сибирь.

Лишь только через тринадцать лет после возвращения калмыков в свои родные места, осенью 1959 года, в раннее холодное ноябрьское утро, возле крайнего дома в сел. Новая Коса Бабаюртовского района появился средних лет мужчина, он стоял и плакал возле своего дома, где он родился, откуда уходил на фронт. Он плакал и вспоминал всех своих родных и близких: кто ушел на фронт и не вернулся, всех, кто умер от холода и голода в Сибири. Хозяйка-ногайка вышла во двор из дома. Увидев мужчину, узнав его, вытирая слезу, запричитала:

- Сынок, живой, ты вернулся! Слава Аллаху!

- Здравствуйте, тётя Разият, я на один день. Никто уже сюда не вернется. Из 9-ти калмыков, кто ушел на фронт, вернулся я один, кто был выслан в Сибирь, больше половины не вернулись оттуда, умерли они. Если можно помочь, я бы хотел купить одну овцу и помянуть всех своих земляков.

- Зачем, сынок, мы тебе сами зарежем и сварим мясо и калмыкский чай, а ты уже сам по обычаю предков помяни своих родных, — продолжала причитать и плакать Разият.

К обеду все было готово: женщины-ногайки сварили в одном котле мясо, в другом — калмыкский чай. Мужчина положил в одну кастрюлю мясо, в другую налил чай и направился в сторону заброшенного калмыкского кладбища. Он молился долго, как его учила в детстве бабушка. Помянув всех, он вернулся в селение, где вместе с ногайцами вспомнили и помянули всех калмыков.

Утром он вернулся домой из Дагестана в Калмыкию, чтобы сохранить память о своих земляках и добрососедских отношениях гостеприимного ногайского народа.

Уважаемые читатели нашей газеты, мы надеемся, что все те, кто неравнодушны к памяти наших погибших и без вести пропавших земляков внимательно просмотрят эти и другие фронтовые групповые фотографии, прочтут строчки пожелтевших писем и если увидят упомянутых имён, просьба сообщить редакции или автору статьи.

Заканчиваю своё обращение словами Р.Гамзатова:

Чтоб ты, живущий, не забыл

Ни их имён, ни их святых могил.

Отзовитесь!!!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16