Арслан Билалов: Мы должны переступить через все сложности ради одного: будущего гражданина нашей страны
Во всех школах Бабаюртовского района, как и в стране целом, 1 сентября прозвенел очередной Первый звонок.
В преддверии этой знаменательной даты, я встретился с начальником отдела образования администрации Бабаюртовского района Арсланом Исаевичем Билаловым и поговорили о готовности образовательных учреждений района к новому учебному году, инновациях в системе образования и приоритетных задачах в 2017-2018 учебном году.
- Арслан Исаевич, как Вы оцениваете готовность образовательных организаций к началу учебного года?
-- Главной задачей перед подготовкой к новому учебному году как всегда остается подготовка учебных корпусов. Все возможное в этом направлении администрациями и коллективами школ проделано, осуществлен текущий ремонт: побелка, покраска, очистка территорий, замена окон и дверей, половых покрытий. В ряде школ отремонтирована отопительная система, приведена в порядок электролиния, своими силами произведена некоторая реконструкция, за что выражаем благодарность руководителям образовательных учреждений и педколлективам, а также родителям, оказывающим посильную помощь. Однако нас очень беспокоит положение дел в БСОШ №1, Львовская СОШ (1958 г.п.), Советская СОШ (1960г.п.), детсад «Дружба». По этим ОУ руководство района неоднократно обращалось и обращается к руководству республики с соответствующими предложениями, подкрепленными документально, однако на сегодняшний день вопросы по ним не решаются. Будем надеяться, что в ближайшее время на эти объекты будет обращено внимание республики.
-- Как принято считать, лицо школы определяет учитель. Поэтому хотелось бы от Вас услышать количественную и, конечно, качественную характеристику педагогических работников района.
Введение ФГОС, а значит, качественное изменение целевого содержательного и технологического компонентов образовательного процесса школы становится возможным только тогда, когда этим занимаются профессионалы, способные свободно ориентироваться в сложных и довольно быстро меняющихся экономических и социальных условиях, творчески решающие поставленные перед ним задачи. От уровня профессионализма педагогических кадров напрямую зависит качество образования каждой школы. Именно поэтому образовательному уровню педагогических и руководящих работников должны предъявляться самые высокие требования. В ОУ района работает 946 руководящих и педагогических работников, 120 из них пенсионного возраста, 601 имеют высшее образование, 72 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 265 -- первую. В 2016-2017 учебном году отделом образовании и информационно-методическим центром приложены максимальные усилия по созданию условий повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников образовательных учреждений района.
Хочется отметить, что в истекшем году прошли курсы повышения квалификации 108 педагогических работников. Помимо этого более ста учителей начальных классов и более 60-ти филологов прошли курсы ПК по своему графику. Всего же за последние 3 года курсы ПК прошли 636 работников, кроме того в июле этого года некоторые руководители образовательных учреждений и сотрудники информационно-методического центра во главе с начальником Х.Д. Черивхановым приняли участие в 4-х дневной методической проектной сессии «Методическое обеспечение системы образования», проведенной специалистами ИМЦ г.Москвы.
Наши педагоги являются участниками различных проектов и конкурсов профессионального мастерства, как муниципального, так и республиканского уровней. Так, Багавдинова Бади Амирарслановна из Советской средней школы – участница финала республиканской олимпиады среди учителей иностранных языков, Нурадилова Сакинат Мусалимовна (Татаюртовская СОШ) – победитель республиканской олимпиады учителей русского языка и литературы, Сайгидова Саният Сайгидовна (прогимназия «Орленок») – победитель республиканского конкурса учителей по направлению интерактивной технологии в современном образовании, Гасанова Заира Магомедовна (Туршунайская СОШ) – участница финала в том же конкурсе, Алиева Луиза Цахоевна (Бабаюртовская СОШ №3) также участница этого финала.
-- С точки зрения долгосрочных социальных и образовательных перспектив наиболее эффективными, как показывает практика, являются усилия направленные на развитие раннего воспитания и дошкольного образования. Как сегодня решается вопрос с очередями в детские сады?
К сожалению, нам сегодня не удалось ликвидировать проблему очередности в детские сады. По данным автоматизированной информационной системы «Комплектование», численность детей до 7 лет в районе составляет 6375, из них поставлены на учет в электронной очереди 1288 детей, охвачены дошкольным образование 921 ребенок, не обеспечены местами -- 399 детей. Это составляет всего 17,4 от общего количества детей дошкольного периода.
-- Главной приоритетной задачей школьного образования остается повышение его качества, основным критерием которого в последнее время является сдача ГЭ и ОГЭ. Что Вам удалось сделать в этом направлении?
-- В истекшем году наблюдалось повышение показателей качества образования и, конечно, главным экзаменом для нас был ЕГЭ, объективность его проведения и результативность. В истекшем году правила проведения ЕГЭ были вновь ужесточены и направлены на исключение возможности списать или воспользоваться мобильным телефоном.
Все пункты ЕГЭ были оснащены металлодетекторами и подавителями сотовой связи. Мониторинг экзаменов осуществляли онлайн — наблюдатели. В целях более полной информированности общественности о ходе ЕГЭ Министерством образования были задействованы общественные наблюдатели.
Всего ЕГЭ в 2017 году сдавали 238 человек. Из них выпускники 2016-2017 уч.года- 189, выпускники прошлых лет- 49. Из выпускников прошедшего года с основным предметом — русский язык справились- 183 чел., с математикой- 184 чел., успеваемость по району составила – 96,3%. Это очень высокий результат.
Результаты ОГЭ по району превзошли все ожидания, по всем предметам обеспечена 100% успеваемость.
Хотя процент получивших аттестаты выпускников 11-х классов в истекшем году достаточно высокий (96,3), но то, что практически по всем предметам у нас не очень высокие средние баллы и не одного 100%, настораживает нас и требует качественных изменений в процессе преподавания предметов, говорит о необходимости подробного педагогического анализа используемых методических, информационных и других ресурсов для построения образовательного маршрута каждого ребенка.
-- В последние годы очень актуальным стал вопрос перехода общеобразовательных школ на профильное образование. Как Вы считаете, учитывая наши реалии, возможно ли вообще переход школ на профобразование?
-- Считаю, что это правильная постановка вопроса, и отдел образования считает, что переход на профессиональное образование просто необходимым. Но при этом возникает другой вопрос: есть ли в наших школах для этого условия? Это и новая программа, это и новая учебно-методическая база, это и соответствующая инфраструктура, оборудование, оснащение школ, и это, наконец, высоко- профессионально подготовленные педагоги по тем или иным направлениям. Поэтому прежде чем поднимать и пытаться решить этот вопрос надо подумать о возможностях школы.
В республике в этом направлении какие- то попытки предприняты. С 2015- 2016 года по указания Главы республики Р.Г. Абдулатипова во всех школах республики введена профессиональная подготовка по освоению рабочих специальностей 10-11 классах. Как вы знаете, в нашем районе выбрана специальность «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Школы нашего района прикреплены к Кизлярскому профессионально-педагогическому колледжу, который разработал соответствующую программу. По этой программе учились наши дети и в этом году 185 выпускников получили свидетельства по данной специальности.
-- В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется физическому здоровью и развитию учащихся. Учитывая то, что не во всех школах функционируют спортивные залы, не возникают ли проблемы у учителей и руководителей образовательных учреждений для выполнения, поставленных перед ними задач?
-- Конечно, здесь у нас много проблем связанных с отсутствием спортивных залов, качественных спортивных площадок и тренажеров. Тем не менее, энтузиазм наших учителей — физруков, любовь детей к спорту позволяют нам достигать определенных положительных результатов. Большую работу в этом направлении проводит, конечно, ДЮСШ. В ней под руководством 57-ми тренеров в разных секциях занимаются 1530 учащихся наших школ. В 2016-2017 учебном году спортсмены нашего района участвовали в 36-ти районных соревнованиях, 37-ми республиканских, СКФО-11, Всероссийских- 11, международных – 5. Всего завоевали 282 медали, в том числе, золотых -- 106, серебряных -- 84, бронзовых -- 95. Чемпионами и победителями Первенств РД стали 74 воспитанника ДЮСШ, СКФО – 9, России – 2. Такие показатели нас, конечно, не могут не радовать, это лицо района, но хотелось бы, чтобы доступ к спортивным занятиям имел бы каждый ребенок, потому что физическое здоровье наших детей напрямую связано с возможностью ежедневно заниматься физкультурой и спортом в школьных условиях.
Сегодня приходится констатировать, что значительную часть своего времени дети проводят перед телевизором или компьютером. Поэтому администрации школ, педагогическим коллективам необходимо в складывающихся условиях продумать вопрос досуга школьников, чтобы компенсировать утомляемость детей и недостаточность двигательной активности.
Хочется отметить, что в прошлом учебном году более 600 учащихся района приняли участие в сдаче нормативов ГТО, из них 329 сдали на золотые, серебряные и бронзовые значки.
-- Особую актуальность приобретает вопрос занятости детей в летний период. Что было сделано в прошедший каникулярный период в этом направлении?
В истекшем учебном году 288 детей были временно трудоустроены для ремонта в школах, более 100 детей поправили свое здоровье в лагерях «Терменлик» Буйнакского района, в детском лагере Шамильского района, «Надежда» Каякентского района, «Ласточка» Карабудахкентского района, «Юность» Кизлярского района, в лагере «Анжи». Вместе с тем следует отметить, что в связи с затруднениями вопросах доставки детей в лагеря и обратно, количество отдохнувших в этом году снизилось.
-- Не секрет, что в обучении подрастающего поколения все больше внимания уделяется и воспитательному процессу. Какие меры предпринимаются в образовательных учреждениях района, что бы сегодняшние учащиеся в будущем стали достойными патриотами нашего района и страны в целом?
-- Конечно, воспитание – это залог успеха в будущем. Поэтому, во всех образовательных учреждениях района проводится большая воспитательная работа, приоритетным направлением в которой, по-прежнему, остается патриотическое воспитание. На базе школ проводятся открытые мероприятия, организуются семинары, практические занятия, формируется банк методических разработок и рекомендаций.
Популярными в школах района стали акции «Я помню, я горжусь», «Георгиевская ленточка», «Парад Победы», «Бессмертный Полк», акции по благоустройству памятников, уроки мужества, выставки, конкурсы и другие мероприятия. В тоже время хотелось бы пожелать, чтобы отношение к этим мероприятиям со стороны, как педагогов, так и со стороны учащихся, было бы не формальным, чтобы они доходили до умов и сердец наших детей, имели бы действенное воспитательное значение и чтобы к ним привлекалось максимальное количество детей с трудной жизненной ситуацией.
Хочется отметить хорошую работу классных руководителей Бабаевой Альбины Адильгереевны БСОШ №3, победитель муниципального этапа конкурса «Самый классный классный», Амангуловой Умукюрсун Геметюбинская СОШ, победитель республиканского конкурса, Нурадиловой Сакинат Мусалимовны Татаюртовская СОШ, также победитель республиканского конкурса. Активное участие ОУ района приняли в республиканском проекте «Куначество», продолжает радовать своими успехами Геметюбинский ТОКС под руководством большого энтузиаста Амангуловой Разият Салавдиновны. С большим удовольствием хочу сообщить, что за эту свою общественную работу Разият Салавдиновна награждена соответствующей медалью республики.
-- В преддверии нового учебного года какие задачи и цели поставлены перед работниками образования Бабаюртовсого района и что является приоритетом на ближайшее время?
-- Современные преобразования в стране, открытость общества, быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию, т.к. система образования должна обеспечить решение ключевой задачи развития страны, формированию ее человеческого потенциала и, как следствие, нового качества экономических, социальных и духовных отношений в обществе. Поэтому, приоритетами на ближайшие годы являются: полноценное формирование новой системы поиска и поддержки талантливых детей, переход к ориентированной модели образования, превращения школы к центру жизни, а не только место где учат детей. Предметом особого внимания сегодня должно стать повышение эффективности как учебной, так и воспитательной работы, и, прежде всего, гражданско-патриотического воспитания школьников.
Впереди новый учебный год, каждая наша школа – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников. Мы вместе должны сделать все, чтобы ребенку в любой школе, в детском саду, учреждении дополнительного образования было комфортно, безопасно, чтобы в свою школу или детский сад он шел с радостью. Мы должны создать атмосферу доброты и уважения ко всем участникам образовательного процесса. Хотя прекрасно осознаем и понимаем, что есть проблемы, мы должны переступить через все сложности ради одного: ради личности ребенка, будущего гражданина нашей страны.
- Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в канун нового учебного года?
-- Начало учебного года — праздник близкий и понятный людям всех возрастов. Пусть новый учебный год станет для нас и для каждого ученика увлекательным, интересным, принесёт новые знания, открытия и новых друзей.
- Спасибо за беседу!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.